В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р в части осуществления мер, направленных на создании дружественного к ребенку правосудия, Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, обеспечение защиты прав равных возможностей и интересов детей, создание условий для формирования безопасного образовательного пространства, снижения числа правонарушений и конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних, социальной реабилитации их участников, на основе принципов восстановительного правосудия, формирования у обучающихся умения регулирования конфликта без физического насилия и оскорбления, 30 августа 2023 года на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Исток» создана муниципальная служба медиации (примирения) (г. Суздаль, ул. Крупской, д.4; тел.: 8(49231)2-05-10).
В своей работе муниципальная служба медиации (примирения) опирается на стандарты восстановительной медиации, принятые Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации в 2009 году.
Деятельность муниципальной службы медиации (примирения) основана на следующих принципах:
Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие участников образовательного процесса в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в процедуре медиации. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в процедуре медиации разрешения конфликта и криминальной ситуации.
Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы медиации не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением медиативного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.
Принцип нейтральности, запрещающий службе медиации принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба медиации не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.
Принцип информирования. Специалист службы – ведущий восстановительных программ должен предоставить сторонам необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях того или иного их выбора (в том числе согласия или отказа от участия в восстановительной программе).
Принцип безопасности. Ведущий восстановительных программ обязан обеспечить безопасность участников на совместной встрече. В случае сомнений в безопасности необходимо продолжить работу со сторонами по отдельности, или отказаться от проведения совместной встречи.
Муниципальная служба медиации (примирения) является приоритетным способом разрешения конфликтов и споров в том случае, если служба медиации (примирения) образовательной организации отказала (сочла невозможным) решить конфликт путем процедуры медиации (примирения).